TransPhoto

Photos are published as is and do not have purpose to promote any political and/or ideological position.

All materials are provided by users and do not reflect the opinion of the site administration team.

Close
Karaganda — Maps
  KaragandaMaps
Перечень маршрутов городского транспорта Караганды к схеме 1982 г.

Cм. тaкжe — See also:
https://transphoto.org/photo/1563160/

Nosūtījis Виктор Бергман           Datums: 1982 g.

Statistika

Publicēts 04.01.2022 16:12 UTC
Skatījumus — 1049

Sīkāka informācija

Komentāri · 25

01.03.2022 23:48 UTC
Saite
Foto: 168
Фантастика! На дворе самый что ни на есть "развитой социализм", а в нумерации автобусных маршрутов, уже столько "дырок". Как такое могло случиться?
0
+0 / –0
06.03.2022 09:42 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (Мистер Гуй, 02.03.2022):
> Как такое могло случиться?

Достоверно история автобусных маршрутов мне неизвестна. Как ходили первые автобусы тоже. Автобусы начали работать в 1954 году, к 1980 году было уже 5 автобусных парков.
По "дыркам" в нумерации попробую пройтись подробнее
№ 10 историческая трасса неизвестна. С 1984 (примерно) года появился автобус 10д, работающий только с весны до осени от поликлиники на Юго-Востоке к дачам у Фёдоровского водохранилища.
№ 21 такой автобус был, ходил по маршруту "Вокзал - дачи "Фиалка", работал тоже только в дачный сезон 1 автобус по расписанию.
Дачными маршрутами в 80-е были также 60д и 75д.
№ 12. В начале 80-х автобусы маршрута 41 "Вокзал - Актас" ставили внизу табличку с № 12 или даже писали на картонке 41/12. Вероятно, что раньше маршрут в Актас имел номер 12, потом стал 41 и для ясности ставили такую табличку.
Маршруты № 30 и 31 не помню вообще и в будущем маршрутов с такими номерами не было.
Маршруты 46, 47э и 49э появились в 70-е, номера были даны по аналогичным маршрутам 26 (46 - Сортировка - Майкудук, короткая версия 26), 17 (47 экспресс-дублёр 17 Майкудук - Пришахтинск) и 29 (49 экспресс-дублёр 29 Юго-Восток - Пришахтинск).
В 80-е появились маршруты 44, 45э, 50-е номера: 51, 52, 54, 55, 56э, 57э, 58э, 59, 63э, 66э
В 90-х много маршрутов закрылось и поменяли трассы, закрылись автопарки 1 и 4, и появились маршруты 43, 53.
0
+0 / –0
16.03.2022 12:39 UTC
Saite
Foto: 168
Спасибо за интересный рассказ. Удивительно, как Вы это всё сохраняете в памяти? Ведь, как я понял, кроме данной схемы, больше никаких картографических материалов с маршрутами транспорта времён СССР, в природе не существует!
0
+0 / –0
23.03.2023 17:41 UTC
Saite
akramar · Maskava
Nav fotoattēlus
А в аэропорт тогда вообще ничего не ходило? Или нынешнего Сары-Арка тогда не существовало?
0
+0 / –0
23.03.2023 18:38 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (akramar, 23.03.2023):
> А в аэропорт тогда вообще ничего не ходило? Или нынешнего Сары-Арка тогда не существовало?

В 1980 году как раз началоксь его строительство, к концу 1980 г. была готова ВПП, аэропорт начал принимать самолеты. Однако здание строилось долгие 15 лет, поэтому городской аэропорт выполнял функцию аэровокзала. В нём проходила регистрация, затем авиапассажиров специальными двухдверными Икарусами 3 автопарка везли в аэропорт "Центральный" на посадку.
+1
+1 / –0
27.03.2023 17:27 UTC
Saite
akramar · Maskava
Nav fotoattēlus
Цитата (Виктор Бергман, 23.03.2023):
> Однако здание строилось долгие 15 лет
Я сам 21 августа 1990 года летел авиарейсом 4257 из Алма-Аты в Ленинград с посадкой в Караганде. Помню строение на входе на лётное поле, в котором проводилась регистрация и досмотр пассажиров. По-моему, крыша его была жестяной, а вот из чего были сделаны стены, - уже не скажу. Чуть в стороне располагались два здания, по-моему, четырёхэтажных, и на втором этаже одного из них находился зал отдыха с кафе, креслами и междугородними телефонами. И да, настоящее здание аэропорта тогда уже строилось, даже видно было, что оно из себя должно представлять. Мне тогда было 11 лет, но местность запомнилась достаточно хорошо, так как рейс в промежуточном пункте задержали, и мы там просидели часов 5, затем для дозаправки самолёт (по маршруту летал тогда Ил-86) совершил ещё одну посадку в Свердловске, которая не была предусмотрена расписанием.

> городской аэропорт выполнял функцию аэровокзала. В нём проходила регистрация, затем авиапассажиров специальными двухдверными Икарусами 3 автопарка везли в аэропорт "Центральный" на посадку
Но наверняка же существовал городской автобусный маршрут, ходивший в аэропорт? Или эти же Икарусы доставляли из аэропорта в город прилетевших пассажиров? Впрочем, не исключено, что расписание, которое на снимке, составлено ранее 4 ноября 1980 года (по совпадению это оказался день моего двухлетия), то есть, до того момента, когда была открыта ВПП аэропорта Сары-Арка.
0
+0 / –0
28.03.2023 10:09 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (akramar, 27.03.2023):
> Помню строение на входе на лётное поле, в котором проводилась регистрация и досмотр пассажиров.

Регистрация проводилась в городском аэропорту, потом пассажиров привозили в центральный, там все заходили в это строение и проходили предпосадочный досмотр.


Цитата (akramar, 27.03.2023):
> Чуть в стороне располагались два здания, по-моему, четырёхэтажных, и на втором этаже одного из них находился зал отдыха с кафе, креслами и междугородними телефонами

Думаю, что эти удобства были сделаны для транзитных пассажиров или на случаи задержек рейсов, как в описанном вами случае.

Цитата (akramar, 27.03.2023):
> Но наверняка же существовал городской автобусный маршрут, ходивший в аэропорт? Или эти же Икарусы доставляли из аэропорта в город прилетевших пассажиров?

Нет, городского автобусного маршрута в аэропорт не было. Прилетевших пассажиров везли в городской аэропорт теми же Икарусами. Не отложилось точно в памяти, но выдача багажа вроде была тоже в городском аэропорту.
Аэропортовские Икарусы возили только авиапассажиров, остановки были только в аэропортах, в городской аэропорт они заезжали с рабочей стороны, а не высаживали пассажиров на городской площади. То есть люди выходили в город через здание аэропорта.
Работников центрального аэропорта возили рабочие автобусы, у них был свой автопарк с насколькими ЛиАЗами-677 и позже парой немецких Икарусов.
Городской аэропорт закрылся окончательно в 1995 году, когда открыли Центральный. Тогда появился городской маршрут, но как и по какому расписанию он ходил, не знаю. В основном в аэропорт добирались на машинах или такси. https://transphoto.org/photo/391380/?vid=49621#849712
+3
+3 / –0
28.03.2023 15:21 UTC
Saite
akramar · Maskava
Nav fotoattēlus
Цитата (Виктор Бергман, 28.03.2023):
> Регистрация проводилась в городском аэропорту, потом пассажиров привозили в центральный, там все заходили в это строение и проходили предпосадочный досмотр.

Цитата (Виктор Бергман, 28.03.2023):
> Прилетевших пассажиров везли в городской аэропорт теми же Икарусами.

То есть, что, - непосредственно в Центральном регистрации билетов и оформления багажа вообще не проводилось, и если бы в те годы кто-нибудь туда приехал со своими билетом и багажом, то улететь бы не смог?
+1
+1 / –0
28.03.2023 22:53 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (akramar, 28.03.2023):
> То есть, что, - непосредственно в Центральном регистрации билетов и оформления багажа вообще не проводилось, и если бы в те годы кто-нибудь туда приехал со своими билетом и багажом, то улететь бы не смог?

Именно так.
+1
+1 / –0
28.03.2023 23:53 UTC
Saite
akramar · Maskava
Nav fotoattēlus
Цитата (Виктор Бергман, 29.03.2023):
> Именно так.
Я почему удивился, - в Алма-Ате до 2003 года тоже действовал городской аэровокзал, где проводилась регистрация билетов, оформление багажа и досмотр безопасности вылетающих пассажиров, при этом автобусы, следовавшие от него без остановок (это были ЛАЗы-697), доставляли авиапассажиров непосредственно к трапу самолёта, а проезд в них не входил в стоимость авиабилетов, за него при регистрации взималась оплата, но вылетающий пассажир мог приехать на регистрацию и в аэропорт. Прилетающих же пассажиров автобусы до аэровокзала не доставляли. По крайней мере, официально это делать было запрещено.

В "Центральном" по лётному полю курсировали перронные автобусы АППА-4, это я помню. И тогда что же получается, - те Икарусы, о которых вы написали, привозили вылетающих пассажиров не к трапу самолёта, а к тому строению перед лётным полем, после чего им приходилось проходить контроль безопасности и пересаживаться на АППА-4? Если да, то почему так было сделано? Неужели в здании старого аэропорта невозможно было организовать контроль безопасности? И оплачивался ли проезд в этих Икарусах, или он включался в стоимость авиабилета от/до Караганды?
+1
+1 / –0
29.03.2023 09:47 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (akramar, 29.03.2023):
> В "Центральном" по лётному полю курсировали перронные автобусы АППА-4, это я помню. И тогда что же получается, - те Икарусы, о которых вы написали, привозили вылетающих пассажиров не к трапу самолёта, а к тому строению перед лётным полем, после чего им приходилось проходить контроль безопасности и пересаживаться на АППА-4?

Вспомнил ещё про эти Икарусы. У них было две двери, однако задняя площадка была пергорожена пополам и отделена сеткой. В одну половину двери входили пассажиры в салон (в салоне были двухрядные мягкие кресла), а вторая половина использовалась для багажа этих же пассажиров. Причём багаж туда загружали работники аэропорта, после того, как он был сдан пассажирами при регистрации. Когда автобус приезжал в "Центральный", пассажиры шли на досмотр, а багаж грузили работники на кар и везли к самолёту. Принцип доставки был: один автобус=пассажиры одного рейса+их же багаж. Обратно в город также везли пассажиров с какого-либо конкретного авиарейса. Прилетевших в Караганду людей встречали родственники/друзья и пр. уже в городском аэропорту.


Цитата (akramar, 29.03.2023):
> оплачивался ли проезд в этих Икарусах, или он включался в стоимость авиабилета от/до Караганды?

Проезд не оплачивался, и вероятно, что и стоимость билета не увеличивалась на эту доставку.


Цитата (akramar, 29.03.2023):
> Если да, то почему так было сделано?

Тут надо немного исторического экскурса. Так получилось, что в Караганде, которая к концу 70-х стала вторым по величине городом Казахской ССР, действующий аэропорт оказался в центре города. Это произошло после принятия в конце 60-х нового генерального плана строительства, рассчитанного на 600 тыс. населения (первый генплан, принятый в 1934-38 гг. был рассчитан на 300 тыс. населения) и начала строительства юго-восточных микрорайонов.
А вот то, что строительство полного комплекса сооружений и служб нового аэропорта превратится в очередной советский долгострой, наверняка не предполагалось. Схему с задействованием городского аэропорта как аэровокзала приняли как временную, а растянулось это временное на 15 лет.
+1
+1 / –0
29.03.2023 12:04 UTC
Saite
akramar · Maskava
Nav fotoattēlus
Цитата (Виктор Бергман, 29.03.2023):
> Схему с задействованием городского аэропорта как аэровокзала приняли как временную, а растянулось это временное на 15 лет.
В Википедии написано, что здание аэропорта "Сары-Арка" открыто 5 сентября 1996 года, а вот о такой особенности обслуживания пассажиров до этого дня, - нет. Но можно ли было, пока описанная вами схема действовала, на личном автомобиле подъехать к лётному полю "Центрального" или пешком до него дойти? Я имею ввиду, не было ли по пути каких-либо заграждений, кордонов, через которые не разрешалось проезжать / проходить всем подряд?
+1
+1 / –0
29.03.2023 22:20 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (akramar, 29.03.2023):
> В Википедии написано, что здание аэропорта "Сары-Арка" открыто 5 сентября 1996

Точной даты я лично не помню, сразу же закрылся городской аэропорт и на его месте заработал авторынок. У меня в памяти отложилось что это был 1995 год...


Цитата (akramar, 29.03.2023):
> Но можно ли было, пока описанная вами схема действовала, на личном автомобиле подъехать к лётному полю "Центрального" или пешком до него дойти?

Вот об этом понятия не имею. А кому надо было бы ехать куда-то в степь, чтобы попасть на лётное поле? Пассажиров привезёт автобус, работников служебка.

Вообще история и судьба аэропорта "Центральный" довольно своеобразна. Изначально, как я понимаю, он был задуман как крупный пересадочный узел в центральном Казахстане, построен с расчётом на приём всех типов воздушных судов. Однако ко времени его окончательно готовности времена сильно изменились, а вскоре и перенесли столицу Казахстана, аэропорт которой оттянул на себя почти все международные авиарейсы.
0
+0 / –0
10.04.2023 10:20 UTC
Saite
akramar · Maskava
Nav fotoattēlus
Цитата (Виктор Бергман, 30.03.2023):
> Вообще история и судьба аэропорта "Центральный" довольно своеобразна. Изначально, как я понимаю, он был задуман как крупный пересадочный узел в центральном Казахстане, построен с расчётом на приём всех типов воздушных судов.
Судя по расписанию 1990 года, для очень большого числа рейсов Караганда была промежуточным (не конечным) пунктом посадки: в советское время авиарейсы с промежуточной посадкой были распространены очень широко. В отличие от времени нынешнего. Причём в большинстве случаев необходимость таковой была обусловлена не дозаправкой самолёта, который в противном случае не мог долететь из одного пункта в другой, а наличием на маршруте A-B-C пассажиропотока между пунктами A-B и B-C (как правило, меньших, чем A-C), для обслуживания которого было менее удобно организовывать отдельные рейсы A-B и B-C. В рамках плановой экономики, единственной и при этом не отделённой от аэропортов авиакомпании и дотации воздушных перевозок со стороны государства присутствовала минимизация издержек на совершение подобных промежуточных посадок, а также гарантированное наличие на маршрутах стабильного пассажиропотока (пункт "B").

> Однако ко времени его окончательно готовности времена сильно изменились, а вскоре и перенесли столицу Казахстана, аэропорт которой оттянул на себя почти все международные авиарейсы.
В настоящее время рейсы с промежуточной посадкой являются достаточно большой редкостью, поскольку, во-первых, у ныне выпускаемых самолётов увеличилась дальность полёта, поэтому отпала необходимость попутной дозаправки. Авиакомпаниям же, если у них есть такая возможность, во многом выгоднее вывозить пассажира по маршруту C-A-B через свой хаб (например, известная российская авиакомпания "Победа" не в Москву и Санкт-Петербург организовывает рейсы лишь из немногих относительно крупных городов - Новосибирска, Челябинска, Екатеринбурга, Уфы; таким образом, лететь, допустим, из Тюмени в Минск или Сочи приходится с пересадкой в Москве или Санкт-Петербурге, а прямого рейса в Санкт-Петербург сейчас нет ни из Алма-Аты, ни из Астаны, хотя в допандемийные времена были). В условиях рыночной и конкурентной (на значительном количестве направлений) экономики отрасли, отсутствия государственных дотаций и, в большинстве своём, независимых аэропортов с повысившимися ставками обслуживания рейсы с промежуточными посадками в большинстве своём невыгодны. Хотя бы в силу того, что пассажиры на маршруте A-C в первую очередь выберут рейс и авиакомпанию, летающую без промежуточной посадки, которая (посадка) им совершенно не нужна. Таким образом, учитывая незначительный пассажиропоток непосредственно в Караганду и из неё, особенно из городов, расположенных за пределами Казахстана (кроме Москвы), авиакомпаниям попросту невыгодно организовывать регулярные рейсы в город. Поэтому, возможно, перенос столицы в Астану и не в наибольшей степени привёл к тому, что в Караганду стало летать совсем мало рейсов. Хотя, несомненно, он сказался.
0
+0 / –0
26.06.2024 13:00 UTC
Saite
МИгИ · Maskava
Foto: 15
Цитата (Виктор Бергман, 06.03.2022):
> № 10 историческая трасса неизвестна

Ещё как известна: 32 квартал - Старый город
Закрыт точно до 1977 года

Цитата (Виктор Бергман, 06.03.2022):
> № 12. В начале 80-х автобусы маршрута 41 "Вокзал - Актас" ставили внизу табличку с № 12 или даже писали на картонке 41/12

12 ходил до Дубовки
Цитата (Виктор Бергман, 06.03.2022):
> Маршруты № 30 и 31 не помню вообще

30 постараюсь повспоминать)))
31х было два (в разное время) - один практически дублировал 32 и ходил от 29мкрн до Авторемзавода на Моторной, обслуживался 3ап. Второй был уже на ПАЗиках 2ап и катался от Райисполкома куда-то...
Цитата (Виктор Бергман, 06.03.2022):
> В 80-е появились маршруты 44, 45э, 50-е номера: 51, 52, 54, 55, 56э, 57э, 58э, 59, 63э, 66э

Потерян 50,53э,61д,64 и 65э. Вот и 62 вроде был тоже. Повспоминаю)))
+1
+1 / –0
27.06.2024 08:59 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (МИгИ, 26.06.2024):
> Потерян 50,53э

50. в 1993-94 гг. площадь Гагарина – ДСУ-19, МАН АП-3. Маршрут возник после закрытия движения к ДСУ-19 маршрутов 18 и 32. От 15 магазина доезжал до Б. Мира, мимо Диетстоловой, поворачивал на Ерубаева к пл. Гагарина, потом по Ленина выезжал к 15 магазину.

53э да, был такой через новый мост, дублирующий 51 по трассе Юго-Восток - Олимпийская. Маршрут работал где-то до 1990, Икарусы АП-3. Снова возник в 1995 году уже по современной трассе.

61д на какие-то дач, очевидно, но не помню. 64 и 65э в упор не помню, как и 62

Ещё вот здесь в комментарии автобусные маршруты упоминались https://transphoto.org/photo/865809/#2646669
+1
+1 / –0
28.06.2024 18:42 UTC
Saite
МИгИ · Maskava
Foto: 15
Цитата (akramar, 29.03.2023):
> те Икарусы, о которых вы написали, привозили вылетающих пассажиров не к трапу самолёта, а к тому строению перед лётным полем, после чего им приходилось проходить контроль безопасности и пересаживаться на АППА-4?

привозили прямо к трапу, тут как раз без проблем (аналогично порядку перевозки из московского городского аэровокзала).
Цитата (akramar, 29.03.2023):
> Я имею ввиду, не было ли по пути каких-либо заграждений, кордонов, через которые не разрешалось проезжать / проходить всем подряд?

не получилось бы: территория аэропорта огорожена, это охраняемая зона

Цитата (Виктор Бергман, 29.03.2023):
> Прилетевших в Караганду людей встречали родственники/друзья и пр. уже в городском аэропорту.

меня забирали в "Центральном", а кто без машины был, то садился в упомянутые "Икарусы" на площади аэровокзала и ехал в городской аэропорт
+1
+1 / –0
28.06.2024 18:50 UTC
Saite
МИгИ · Maskava
Foto: 15
Цитата (Виктор Бергман, 27.06.2024):
> 50.
Юго-Восток - РГТО (по Букпинской, Молокова) 1ап парочка ЛиаЗов
позже возник еще маршрут 7 Юго-Восток - РГТО (по Четской) ап3


Цитата (МИгИ, 26.06.2024):
> 61д на какие-то дач

верно. В сторону аэропорта/ практически дубль , но более длинный, чем 60д

Цитата (Виктор Бергман, 27.06.2024):
> 64 и 65э

64э - дублёр м-та 24 с теми же конечными
65э - Вокзал -Пришахтинск (реинкарнация ранее отмененного маршрута 7э, но через пос.Финский)
+1
+1 / –0
28.06.2024 19:04 UTC
Saite
МИгИ · Maskava
Foto: 15
Цитата (МИгИ, 26.06.2024):
> 66э
не помню, куда ходил... вроде 3ап был. ТЭЦ-3? или уже это более поздняя вариация?

---
62ой тусил где-то на районах))) тоже не помню совсем.
а потом сразу троица в Майкудуке возникла 67/68/69 на ПАЗиках

Цитата (МИгИ, 26.06.2024):
> 12 ходил до Дубовки
а уже в 80х был кольцевым по Н.Городу и Михайловке через зоопарк. Долго не продержался

Цитата (МИгИ, 28.06.2024):
> но через пос.Финский)
нет, через Финский ходил 45э. Этот был копией раннего 7э (номер-то старый был занят уже)
0
+0 / –0
28.06.2024 23:22 UTC
Saite
Foto: 917 · Pilsētas redaktors
Цитата (МИгИ, 28.06.2024):
> Цитата (Виктор Бергман, 27.06.2024):
> > 50.
> Юго-Восток - РГТО (по Букпинской, Молокова) 1ап парочка ЛиаЗов
> позже возник еще маршрут 7 Юго-Восток - РГТО (по Четской) ап3


Это какие годы?

>
> Цитата (МИгИ, 26.06.2024):
> > 61д на какие-то дач
>
> верно. В сторону аэропорта/ практически дубль , но более длинный, чем 60д
>
> Цитата (Виктор Бергман, 27.06.2024):
> > 64 и 65э
>
> 64э - дублёр м-та 24 с теми же конечными

Вообще такого не помню. 24 Терешковой - Мясокомбинат помню, в какие годы был 64э? Вряд ли долго, что я его не запомнил.

> 65э - Вокзал -Пришахтинск (реинкарнация ранее отмененного маршрута 7э, но через пос.Финский)




Цитата (МИгИ, 28.06.2024):
> > 66э
> не помню, куда ходил... вроде 3ап был. ТЭЦ-3? или уже это более поздняя вариация?
>
> ---

66 до ТЭЦ-3, верно
0
+0 / –0
29.06.2024 10:50 UTC
Saite
МИгИ · Maskava
Foto: 15
Цитата (Виктор Бергман, 29.06.2024):
>
> Это какие годы

Буквально за год-полтора до открытия моста через вокзал для 50го. Для 7го- где-то по времени совпало с открытием моста. Меня всегда удивляло то, что он дублировал 9ку, хотя вариантов трассировки на ЮВ можно было придумать много, да на крайний случай поменять с тем же 50м...

Цитата (Виктор Бергман, 29.06.2024):
> в какие годы был 64э?

Возник практически одновременно с 63э а пропал, наверное, с закрытием 1ап. И 24, и 64э обслуживал 1ап
0
+0 / –0
29.06.2024 12:25 UTC
Saite
МИгИ · Maskava
Foto: 15
Немного троллейбусного
https://transphoto.org/queue/2287356/
Не принято- малоинформативно
0
+0 / –0
29.06.2024 12:36 UTC
Saite
Ymtram · East Haven - Branford
Foto: 20025 · Neautoru materiālu moderators / Foto moderators / Kopīgs redaktors / Ziņu redaktors / Vietnes tulkošana (EN)
Цитата (МИгИ, 29.06.2024):
> Немного троллейбусного
> https://transphoto.org/queue/2287356/
> Не принято- малоинформативно

Как это не приняли?? Смотрите информацию к действию, отправлено по ЛС. Спасибо.
+1
+1 / –0
14.08.2024 14:09 UTC
Saite
akramar · Maskava
Nav fotoattēlus
Цитата (МИгИ, 28.06.2024):
> не получилось бы: территория аэропорта огорожена, это охраняемая зона

> меня забирали в "Центральном", а кто без машины был, то садился в упомянутые "Икарусы" на площади аэровокзала и ехал в городской аэропорт
Как же Вас забирали, если Вы сами же пишете, что посторонним лицам запрещено было подъезжать к аэропорту? Или Вы имели ввиду, что на лётное поле нельзя было проехать, а вот к аэропорту можно?
0
+0 / –0
19.09.2024 19:43 UTC
Saite
Foto: 168
А сама схема-то датирована 1982 годом, для неё и выходные приведены.
https://transphoto.org/photo/1563160/#3292703

Наверное, надо и тут датировку поправить?
Paldies! Komentārs ņemts vērā
0
+0 / –0

Jūsu komentārs

Diskusijas par politiku slēdzeni uz 1 mēnesi
Tu ne ienāci vietni.
Komentārus var atstāt tikai reģistrēti lietotāji.